ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ ТОО «BB PARTNERS»
Аманбаев Болат Бейсенгалиевич

 

БИЗНЕС НА МОЛОКЕ

Как в Казахстане развивается рынок сухого молока

 

 

Целительные свойства кобыльего и верблюжьего молока известны казахам издревле. Этот продукт очень популярен и в наши дни. Саумал содержит в себе полезные витамины и минералы, необходимые для поддержания иммунитета и профилактики многих заболеваний. Современные технологии сублимации позволяют получать из молока порошок, в котором полезные элементы сохраняются длительное время. Одним из пионеров на рынке сухого саумала является компания BB Partners. Ее основатель Болат Аманбаев рассказал о бизнес-модели без посредников, о трудностях с финансированием и идеях по масштабированию производства.

 

— Болат, расскажите об истории компании.

— Компания BB Partners на рынке уже семь лет — с 2017 года. Раньше мы занимались дистрибуцией лекарственных препаратов зарубежного производства и импортом БАДов. С самого начала было понимание, что так мы развиваем иностранный бизнес. И когда я узнал, что под Астаной производят сухое кобылье молоко, возникла идея запустить подобный завод и производить не только сухое молоко, но и БАДы на основе сухого кобыльего, верблюжьего и козьего молока. Для открытия производства привлекли частные инвестиции. Сейчас наша продукция выпускается в двух видах: порошок фасуют в жестяные  банки и производят в капсулах. На всех этапах производства наши сотрудники работают, строго соблюдая санитарные нормы и поддерживая высокое качество продукции.

 

— В Казахстане есть различные программы льготного кредитования бизнеса. Была ли идея воспользоваться мерами государственной поддержки?

— Банковский заем мы не смогли получить, потому что у нас не было твердых залогов. Для получения кредита необходимо соответствие одному из условий: должен быть залог либо очень большой оборот у компании. У нас не было ни того, ни другого. Поэтому привлекли частные инвестиции — 250 млн тенге. Купили две сублимационные сушки на 600 литров в  сутки и начали сушить кобылье молоко. Спрос на продукцию оказался большим, и это было неожиданно. Попробовали производство специализированного питания из козьего молока, и в результате спрос тоже превысил предложение.

 

— Как высокий спрос сказался на дальнейшем развитии вашей компании?

— Мы приняли решение расширяться. В 2023 году приобрели земельный участок 10 гектаров в селе Кошмамбет Алматинской области. Снова в бизнес вложили частный капитал. Сумма проекта составила 2,5 млрд тенге. На эти средства закупили оборудование и планируем запустить производство в октябре 2024 года. Так мы стараемся масштабировать бизнес, при этом не снижая стандартов качества продукции.

 

— Кроме сублимации молока какие ниши планируете осваивать?

— На самом деле перспектив  развития бизнеса много. На данном этапе будем производить сухое козье молоко в формате детского питания. Кроме того, начнем производство биологически активных добавок и специализированных пищевых продуктов на основе кобыльего, козьего и верблюжьего молока для населения и для людей, работающих на вредных производствах.В линейке сейчас пять продуктов, по которым мы планируем развиваться. Производственная мощность переработки в ближайшее время составит 10 тонн молока в сутки. Прогнозируем, что на следующий год оборот компании составит порядка 5 млрд тенге. Также хотим увеличить штат на нашем производстве до 500 рабочих мест. Сейчас у нас работают 250 сотрудников.

 

 — Для детского питания и БАДов нужно очень чистое сырье. Есть ли такие поставщики на рынке?

— У нас свое хозяйство: 500 голов лошадей, 300 голов племенных коз молочной зааненской породы. В этом году построили ферму на 1200 коз. По проекту запускаем производство полного цикла: ведем доильный процесс, сушим молоко, фасуем и упаковываем готовый продукт, далее продаем и делаем доставку до конечного потребителя. В нашей бизнес-модели нет посредников, а продукцию мы продаем только онлайн,  нигде не выставляя на полки. Это один из способов не допустить контрафакта и  нашей продукции и гарантировать качество. Масштабироваться хотим также за счет выпуска сухого верблюжьего молока. Сейчас мы на стадии  разработки экспортного контракта на 20 млн долларов. Ведем переговоры с предпринимателями из Китая. Они готовы инвестировать и в дальнейшем закупать 100% продукции из верблюжьего молока. В 2025 году планируем построить завод, рассчитанный на 50 тонн сухого верблюжьего молока в месяц, сбыт у нас гарантирован.

 

— Будете ли насыщать казахстанский рынок своей продукцией?

— У нас пока нет культуры потребления сухого молока, так как у нас молоко дешевое и доступное: на всех рынках средняя цена — около двух долларов за литр. В Китае же большой спрос именно на верблюжье молоко. Они даже хотели закупать молоко в жидком виде, но мы отказались. Наша цель — запустить полный цикл производства. Производственная  линия состоит из 10 частей: сбор молока, лаборатория, пастеризация, обезжиривание, фильтрация, сгущение, распылительная сушка.В итоге из загруженного объема сырья остается 10% сухого молока, в котором сохранены полезные свойства. Это дорогая и сложная технология, которую могут внедрить далеко не все производители.

 Мы достигли договоренности с Министерством труда и социальной защиты РК, которое после проведения всех  необходимых исследований по Neo Saumal рекомендовало его в качестве специализированного пищевого продукта диетического профилактического питания,  общеукрепляющего и иммуностимулирующего средства для населения, а также для людей, работающих на вредных условиях. Наша продукция одобрена Казахской академией питания. Сейчас ведем работу по получению сертификата «халал».

В будущем мы планируем масштабироваться за счет экспорта сухого верблюжьего молока в Китай, увеличив производственные помещения и мощность, а также расширив штат сотрудников. Таким образом, наше видение будущего заключается в устойчивом росте и развитии, благодаря чему мы сможем не только удовлетворить спрос на наш продукт на внутреннем и внешнем рынках, но и внести значительный вклад в развитие агропромышленного сектора.